feedback.png sitemap.png помощь

Опубликованы новые федеральные законы в сфере градостроительной деятельности

6 июля 2016

Опубликованы новые федеральные законы в сфере градостроительной деятельности

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Уточнен порядок подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории.
Скорректированы ГрК РФ и иные законодательные акты. Поправки направлены на совершенствование регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий.
В ГрК РФ разделены понятия "линейные объекты" и "красные линии" и введено самостоятельное понятие "линейные объекты". Кроме того, включены термины "элемент планировочной структуры" и "деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории".
Установлены дополнительные требования к карте градостроительного зонирования и градостроительному регламенту.
Сокращен состав документации по планировке территории. Теперь она включает только 2 документа - проект планировки и проект межевания. Градостроительный план земельного участка отнесен к информационным документам. Вместе с тем застройщики, как и ранее, должны представлять его для получения разрешения на строительство. При этом в плане предусмотрено больше информации. Он выдается на 3 года.
Проект планировки территории, как и ранее, служит основой для разработки проекта межевания. Однако не во всех случаях. Исключением являются ситуации, когда в границах территории не планируется вести деятельность по комплексному и устойчивому развитию либо размещать линейные объекты. Кроме того, существенно расширен состав основной части проекта планировки и материалов по его обоснованию. Проект межевания разделен на основную часть, подлежащую утверждению, и материалы по его обоснованию. Основная часть содержит текстовую часть и чертежи межевания. Закреплены положения об инженерных изысканиях для подготовки документации по планировке.
Ранее решения о подготовке документации по планировке территории принимали уполномоченные органы исполнительной власти и местные власти. Согласно поправкам, некоторым лицам такое решение не потребуется. Это те, с кем заключены договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, правообладатели подлежащих реконструкции линейных объектов и др. Они сами обеспечивают подготовку документации на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Кроме того, регламентированы различные типы процедур комплексного развития территории.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., кроме положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
СРО в сфере строительства ждут масштабные изменения.
Усовершенствовано законодательство в строительной сфере.
Так, скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юрлицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора.
Также без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб.
Не надо вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п.
Изменены условия и порядок приобретения статуса СРО. Скорректированы правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда. Дополнительно предусматривается формирование в ряде случаев компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Регламентированы правила размещения средств указанных фондов в банках.
Установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов.
Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.
Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.
Вводится административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения госреестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов.
Кроме того, в перечень особо опасных и технически сложных объектов включены подвесные канатные дороги, что позволит обеспечить надзор за ними на протяжении всего их жизненного цикла.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 371-ФЗ "О внесении изменения в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Требования по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов и эскалаторов должно установить Правительство РФ.
Правительство РФ наделено полномочием устанавливать порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (кроме используемых в метро).
Это позволит устранить правовой пробел, вызванный исключением названных объектов из категории опасных производственных объектов, что привело к невозможности установления национальных требований по обеспечению их безопасной эксплуатации.
Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Получить разрешение на строительство или ввод объекта в эксплуатацию стало быстрее.
Уточнены процедуры предоставления документов в целях упрощения получения разрешений на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
Так, установлен 3-дневный срок, в течение которого должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, должны запросить необходимые документы в органах, в распоряжении которых они находятся. Ранее такой срок не был определен. Аналогичный срок определен для предоставления документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, соответствующими органами по межведомственным запросам.
Кроме того, установлена возможность направления документов, необходимых для получения разрешений на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, в электронной форме. Вместе с тем в отдельных случаях такие документы нужно направлять исключительно в электронном виде. Такие случаи определяет Правительство РФ либо высший исполнительный орган власти региона (применительно к выдаче разрешений региональной или местной властью).
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности: что нового?
Претерпели изменения Градостроительный кодекс РФ и Закон об инвестиционной деятельности в форме капвложений.
В частности, прописаны новые полномочия федеральных органов госвласти. К их компетенции отнесено ведение федерального реестра сметных нормативов и федеральной госинформсистемы ценообразования в строительстве, установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды и правила предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, утверждение методик расчета последних, принятие сметных норм.
Предусмотрено, что сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, и сметные цены строительных ресурсов должны применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов и юрлиц, созданных публичными образованиями, организаций, в которых доля участия таких образований составляет более 50%. Также их необходимо учитывать при расчете сметной стоимости капремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребкооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 368-ФЗ ‛О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации“
Экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства в ряде случаев проводить не надо.
Усовершенствован порядок проектирования объектов капстроительства.
Во-первых, при подготовке проектной документации по объектам, строительство которых обеспечивается органами власти или компаниями с долей участия государства (муниципалитета) более 50%, в обязательном порядке следует применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования (кроме строительства особо опасных, технически сложных объектов, реконструкции объектов культурного наследия). Критерии экономической эффективности такой документации определит Правительство РФ. Эта документация должна иметь положительное заключение госэкспертизы.
При отсутствии экономически эффективной проектной документации повторного использования аналогичного объекта подготовка проектной документации должна осуществляться с соблюдением установленных критериев экономической эффективности.
При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, оцениваются лишь те разделы проектной документации, в которые вносились изменения.
Во-вторых, не проводится экспертиза модифицированной проектной документации на объекты капстроительства при следующих условиях. До модификации документация получила положительное заключение экспертизы. Модификация не затрагивает конструктивные и другие характеристики безопасности объекта. Если строительство (реконструкция) объекта финансируется из бюджета или обеспечивается компаниями с долей участия государства (муниципалитета) более 50%, модификация не должна приводить к увеличению сметы.
Подобный подход уже применяется в отношении линейных объектов.
Выполнение вышеуказанных условий должно быть подтверждено заключением органа или организации, проводивших экспертизу проектной документации объекта капстроительства. Названная организация, выдав такое заключение, несет ответственность за вред, причиненный в результате применения модифицированной проектной документации.
В-третьих, предусматривается возможность продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации по заявлению застройщика или технического заказчика.
Кроме того, предуcмотрено ведение единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения.
Административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Это возможно, если административное правонарушение совершено впервые и не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам или не причинило имущественный ущерб. Одновременно с предупреждением назначается предписание по устранению нарушения в установленный срок.
В КоАП РФ особенности назначения предупреждения теперь дополнили общие правила назначения административного наказания. Кроме того, кодекс предусматривает возможность замены штрафа предупреждением в случаях, когда последнее не предусмотрено Особенной частью КоАП РФ или законом субъекта Федерации об административных правонарушениях.
Приведен перечень нарушений, при которых штраф не подлежит замене на предупреждение. К ним относятся в том числе недобросовестная конкуренция, невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа, подделка документов, незаконное вознаграждение, нарушение требований к образовательной деятельности и др.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ "О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Госконтракты на выполнение проектных, изыскательских работ, строительство, реконструкцию, создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства: поправки.
Скорректирован Закон о контрактной системе в сфере закупок.
Прописаны особенности заключения и исполнения 3 видов контрактов. Первый предусматривает создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработку на его основе проектной документации объектов капстроительства. Второй - выполнение проектных и (или) изыскательских работ. Предметом третьего является строительство, реконструкция объектов капстроительства.
Так, в первом случае заказчик вправе многократно использовать проектную документацию объекта капстроительства, разработанную на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора данного произведения. Последний не может требовать от заказчика проектной документации предоставления ему права заключать контракт на ее разработку без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Контракт, предметом которого является строительство и (или) реконструкция, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных работ исходя из их объема и цены контракта. Установлены сроки направления заказчиком необходимых документов в органы, уполномоченные выдавать заключения на объект и разрешение на ввод его в эксплуатацию.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Разработаны новые меры защиты прав дольщиков.
Так, вводятся требования к минимальному размеру собственного капитала застройщиков, имеющих право привлекать средства граждан. Они дифференцированы в зависимости от максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика. При несоответствии размера уставного капитала установленным требованиям застройщик может заключить с одним или несколькими юрлицами нотариально удостоверенный договор поручительства, предусматривающий солидарную либо субсидиарную ответственность поручителя по обязательствам застройщика по договорам участия в долевом строительстве.
Предусмотрены меры по повышению информационной открытости застройщиков. Прописываются требования к раскрытию информации застройщиком на своем сайте. Также расширен перечень сведений о возводимом жилом помещении, включаемых в договор участия в долевом строительстве, и состав данных о застройщике и проекте строительства, раскрываемых в проектной декларации.
Уточняется порядок определения цены договора. Предусмотрена обязанность застройщика при передаче объекта долевого строительства передать дольщику инструкцию по эксплуатации этого объекта. Вводится пеня за нарушение застройщиком срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства.
Расширены цели использования денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства (в том числе за счет включения в них финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры).
В качестве одного из возможных способов обеспечения прав участников долевого строительства предусмотрено использование механизма банковского проектного финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства.
Расширяются полномочия контролирующих органов (в том числе в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, соблюдением графика строительства). Вводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика.
Создается единый реестр застройщиков. Сведения такого реестра будут общедоступны.
В качестве дополнительной меры защиты интересов дольщиков предусматривается возможность создания фонда за счет обязательных отчислений застройщиков.
Уточняется порядок банкротства застройщиков.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
Закон о защите бизнеса при осуществлении проверок: что может измениться?
Скорректированы Законы о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля и о стратегическом планировании.
В Закон о защите введен термин "индикаторы риска нарушения обязательных требований".
Это параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленное при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицами, ИП, само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, однако свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения, и может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.
Предусмотрено ведение перечней видов федерального, регионального госконтроля (надзора), муниципального контроля и осуществляющих их органов.
Введены статьи об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований, и об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами.
К основаниям внеплановой проверки решено отнести поступление от юрлица или ИП заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
Введена статья о контрольной закупке. Она должна проводиться в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, решено отнести стратегию научно-технологического развития России.
Она будет разрабатываться Минобрнауки России и утверждаться Президентом РФ. Порядок разработки и корректировки стратегии, а также порядок мониторинга ее реализации определит Правительство РФ.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
Ужесточена ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты.
Внесены изменения в некоторые акты по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения по оплате труда.
Отдельно закреплены нарушения по выплате зарплаты. Так, за невыплату или неполную выплату этих и иных сумм, предоставляемых в рамках трудовых правоотношений, если действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо за установление зарплаты в размере меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством, налагается штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на лиц, занимающихся деятельностью без образования юрлица, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на организации - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Введена прогрессивная шкала увеличения денежной компенсации за задержку выплаты полагающихся сумм.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм работник вправе обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты средств, в т. ч. в случае неперечисления сумм при увольнении.
Изменилась подсудность дел о восстановлении трудовых прав. Они будут рассматриваться также по месту жительства работника (ранее - по месту нахождения работодателя).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации"
Типовые формы документов для подключения объектов капстроительства к сетям газораспределения установит Правительство РФ.
Правительство РФ наделено полномочием утверждать типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сети газораспределения.
Это упростит и сделает более прозрачной процедуру технологического присоединения объектов капстроительства к сетям газораспределения.
Кроме того, решено отказаться от разработки и реализации федеральной программы газификации в Российской Федерации.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Поддержка малого и среднего предпринимательства: закон претерпел изменения.
Скорректирован Закон о развитии малого и среднего предпринимательства (МСП).
Федеральные, региональные и местные органы утверждают перечни государственного и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов МСП.
Закреплено, что размер льготной ставки арендной платы по договорам в отношении указанного имущества определяется актами Правительства РФ, субъектов Федерации, муниципалитетов.
Таким образом, арендная ставка будет устанавливаться органами самостоятельно, а не по результатам оценки рыночной стоимости объекта, как того требует Закон о защите конкуренции.
Кроме того, дополнен перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. К ним отнесены те, которые осуществляют управление технополисами, научными, промышленными, индустриальными, технологическими и агропромышленными парками. Это также центры инноваций социальной сферы, сертификации, стандартизации и испытаний, поддержки народных художественных промыслов, развития сельского и экологического туризма, многофункциональные центры, предоставляющие услуги субъектам МСП. Предусмотрено ведение единого реестра таких организаций. Его формирует Федеральная корпорация развития МСП.
Установлены требования к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и к их деятельности.
Сопутствующие поправки внесены в ряд других законодательных актов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Короткая ссылка на новость: http://www.sro-krasstroy.ru/~d63hp


rostechnadz.png
nostroy.png
rosgazeta.png